О знаниях

2 ноября, 2011

Знание или Википедия? Важность  общего образования для детей

Что же должен знать школьник?

Изречение «Знание – сила. От того, что ты ничего не знаешь тебе ничего не будет» видимо такое же древнее, как и не ремонтированные школьные туалеты, где на стенах оно увековечено, как кредо множества поколений школьников.

О знаниях

Нынче юноши и девушки намного равнодушнее обходятся с этим изречением, потому что они учатся с твердым убеждением, что на любой сложный вопрос они ответят за несколько секунд, воспользовавшись интернетом.

Зачем же им ехать в столицу и испытывать такую проблему, как посуточная аренда квартир в Киеве, зачем они должны потеть и надрываться над учебниками, утомляя свой хилый организм, если одним щелчком на компьютере в википедии можно получить любую интересующую их информацию?

Этот метод очень точно назвали «методом фаст-фуда». Его ущербность особенно наглядна при изучении гуманитарных дисциплин, таких как языки, литература, музыка, этика, история. Ведь ученики не научены видеть логические взаимосвязи, не научены самостоятельно сравнивать, анализировать, а главное, не хотят и не умеют сопережевать.

Ведь названные выше дисциплины многие рассматриваются как «ненужные» для их будущей профессии. Да что там дети, недавно один весьма респектабельный человек заявил, что мол в украинской литературе нет «мужественной поэзии». На мой же вопрос, а что он читал из поэзии Маланюка, Ольжича, Телигы и знаком ли он с произведением Василя Шкляра «Черный ворон», удивленно пожал плечами, — а кто это?

Как удивляться тому, что большинство постсоветских людей не знает, что Чайковский жил недалеко от Кривого Рога и писал своё шедевральное «Лебединое озеро» под впечатлением украинских мелодий и задушевных песен степной Украины, услышанных в имении своего родственника Давыдова.

Однако, какую же роль играет сегодня широкoе школьное образование? Имеет ли оно значение или стало излишним в быстро меняющемся времени, когда все больше обращают внимания на специальные знания?

Возрастающая жажда знаний и ухудшающееся образование

Если в Гугле ввести понятие «Общие знания» или «Общее образование», то найдем более двух миллионов посылов – тесты, рецензии книг, доклады или педагогические сочинения. А в цифровом лексиконе  «Wikipedia» можно сосчитать свыше  1,2 миллиона тематических статей.

Предложение и выбор информации огромен как никогда ранее. Это проявляется и в других средствах массовой  информации: прежде всего в телевидении – и здесь мы найдем огромное количество каналов типа History, Discovery  или передач «Что? Где? Когда?», «Как получить миллион».

Но социологические исследования, результаты независимого тестирования свидетельствуют об исключительно низком уровне знаний. Еще более удручающим на этом фоне выглядит неумение некоторых высших чиновников даже читать, абсолютное незнание иностранных языков людьми с высшим образованием и историческое невежество историков!

Есть ли  рецепт от этой эпидемии невежества?

«Красота спасет мир», — блестяще сказал русский классик. И никто не может дать альтернативу этому утверждению.  По мнению, авторитетнейших педагогов Европы только классическая литература и языки, их фундаментальное изучение способны сделать положительный поворот в казалось бы безнадежной ситуации. Знание родного языка, шедевров написанной на нем литературы и двух (минимум!) иностранных языков, дадут будущим поколениям широту знаний, избавят их угрозы заражения ксенофобией, разовьют аналитические способности.

Тогда дети будут знать, что кроме Андрея Шевченко есть ещё и Тарас Шевченко, а Украинка – это не город под Киевом, а блестящий переводчик с немецкого и английского языков и величайший драматург ХХ века, и Дон Жуана которого великий актер Олег Ефремов назвал лучшим Дон Жуаном в мире.

Тогда невежды из бомонда от науки узнают, что «Очи черные» написаны украинским поэтом  Гребинкой, а полный перевод Шекспира есть лишь на украинском языке. Они узнают, что Сковорода – это философ и талантливый певец, а не кухонная утварь. Верю, что это будет!

Подпишись на RSS-обновления моего блога и узнай больше.

2 комментария для “О знаниях”

  1. Во многом виновато МО, а точнее люди, составляющие программы и определяющие чему нужно учить в школе. Родители в погоне за хлебом насущным не успевают уделить развитию ребенка должного внимания. Да и не всякий родитель может развить любовь к образованию. Родители сами должны иметь высшее образование хотя бы для того, чтобы дать детям больше, чем они сами имеют и могут ( не в материальном плане).

Оставить комментарий